Это интересно

предыдущая новость
следующая новость

ЕГЭ: как выполнять задания раздела «Аудирование»?

 Всем нам хочется добиваться новых результатов, получать достойное образование, расти по карьерной лестнице, путешествовать. Все большее число людей изучают языки и широко используют эти навыки в практической деятельности. Оживление межкультурной коммуникации, повышение к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур. Это способствует изменениям в практике обучения иностранным языкам, где доминирующим подходом становится коммуникативный, при котором уже с первого урока школьники учатся общению на изучаемом языке. Любое общение строится как на построении своих собственных фраз, так и на восприятии слов собеседника. Поэтому мало уметь сказать что-то на иностранном языке самому, следует также учиться воспринимать речь на слух. Этот процесс называется аудированием, и именно он является наиболее сложным как при изучении иностранного языка, так и при сдаче экзаменов по этому предмету, в том числе и ЕГЭ.

 Практика показывает, что то, что ученики могут воспроизвести, они далеко не всегда могут понять на слух, даже если говорящий пользуется хорошо знакомым им материалом. Это может объясняться, во-первых, непривычным для учащихся темпом речи и, во-вторых, несоответствием собственных звуковых образов тем, которые они воспринимают в процессе речи говорящего. Очевидно, что при подготовке к Единому Государственному Экзамену школьникам необходимо знать, как «застраховать» себя от возможных ошибок и выполнить задания по аудированию максимально правильно.

     Известно, что в материалах ЕГЭ используются определенные виды текстов: 
  1. для аудирования с пониманием основного содержания: микротексты, короткие монологические высказывания, имеющие общую тематику;

  2. для аудирования с извлечением необходимой информации: объявления, рекламы, бытовые диалоги, короткие интервью;

  3. для аудирования с полным пониманием: интервью, беседы, обращения, выступления, имеющие научно-популярную тематику.

 Отметим, что аудирование с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует стараться выделить в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания, и не обращать внимания на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. При этом нужно помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе.

    Приведем несколько рекомендаций по выполнению экзаменационных заданий.

  1. Перед началом экзамена нужно внимательно читать инструкцию и извлекать из неё всю полезную информацию, так как внимательное чтение формулировки заданий позволяет быстро ориентироваться в теме аудиотекста.

  2. При прослушивании необходимо выделять ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы.

  3. Следует давать ответы во время звучания аудиозаписи и использовать также 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями аудиотекстов.

  4. Если в задании требуется извлечь запрашиваемую информацию, внимание должно быть сконцентрировано только на этой информации, второстепенную информацию нужно «отсеять».

  5. До прослушивания текста по вопросам задания необходимо определить, какая информация запрашивается. Таким образом, можно заранее сориентироваться в том, какие детали текста необходимо услышать и понять.

  6. Выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что вы думаете или знаете по предложенному вопросу. Для данного задания важно уметь отделять факты от мнения (мнение, как правило, содержит прилагательные и разговорные клише «я думаю/полагаю и т.п.).

 Наряду с предложенными рекомендациями, особого внимания заслуживает умение правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр. Как ни странно, этот момент также играет большую роль в успешности сдачи экзамена.

 Данные рекомендации являются базовыми, однако, их учет, несомненно, поможет добиться хороших результатов всем, кто в них заинтересован.